Типы взаимодействия генов
Генотип и фенотип.
Рассматривая результаты самоопыления гибридов F2(второе
поколение), мы обнаружили, что растения, выросшие из желтых семян,
будучи внешне сходными, или, как говорят в таких случаях, имея
одинаковый фенотип, обладают различной комбинацией генов, которую
принято называть генотипом. Явление доминирования
приводит к тому, что при одинаковом фенотипе особи могут
обладать различными генотипами. Понятия «генотип» и «фенотип», которые
ввел В. Иоганнсен, очень важны в биологии.
- Совокупность всех генов организма составляет его
генотип.
- Совокупность всех признаков организма, начиная с
внешних и кончая особенностями строения и функционирования клеток и
органов, составляет фенотип.
- Фенотип формируется под влиянием генотипа и
условий внешней среды.
Аллельные
гены. Анализирующее скрещивание
Аллельные гены - гены, определяющие альтернативное развитие
одного и того же признака и расположенные в идентичных участках
гомологичных хромосом.
Итак, гетерозиготные особи имеют в каждой клетке два гена – А и а, отвечающих за развитие одного и
того же признака. Такие парные гены
называют аллельными генами или аллелями.
Любой диплоидный организм,
будь то растение, животное или человек, содержит в каждой клетке два аллеля любого гена. Исключение составляют половые клетки – гаметы.
В результате мейоза в
каждой гамете остается один комплект гомологичных хромосом,
поэтому любая гамета имеет лишь по одному
аллельному гену. Аллели одного гена располагаются в одном и том же
месте гомологичных хромосом. Схематически гетерозиготная особь обозначается так: А/а.Гомозиготные особи при подобном обозначении
выглядят так: А/А или а/а, но их можно записать и как АА и аа. Таким
образом, каждый диплоидный организм может
иметь не более двух аллелей одного гена,
однако в пределах вида число аллелей может быть и существенно больше. В
таких случаях говорят о серии множественных аллелей.
Анализирующее
скрещивание.
По фенотипу особи далеко не всегда можно определить ее
генотип. У самоопыляющихся растений генотип можно определить в
следующем поколении. Для видов, использующих другие системы полового
размножения, применяют так называемое анализирующее скрещивание.
Скрещивание гибридной особи с
особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, называется анализирующим.
При анализирующем скрещивании особь, генотип которой следует
определить, скрещивают с особями, гомозиготными по рецессивному гену,
т.е. имеющими генотип аа. Анализирующее скрещивание – один из основных
методов, позволяющих установить генотип особи, по этой причине оно
широко используется в генетике и селекции.
Неполное доминирование.
|
Далеко не всегда гетерозиготные организмы по фенотипу
точно соответствуют родителю, гомозиготному по доминантному гену.
Случаи, когда гетерозиготные потомки имеют промежуточный фенотип,
называют неполным доминированием. Неполное доминирование ни в коей
степени не отменяет закон расщепления, но при неполном доминировании в
потомстве гибрида (F2) расщепление по фенотипу и генотипу совпадает,
поскольку гетерозиготные особи (Аа) отличаются по внешнему виду от
гомозигот (АА). Неполное доминирование или, как еще говорят,
промежуточное проявление признака широко распространено в природе.
Причины, приводящие к доминированию одного аллеля над другим, до сих
пор еще не ясны. Однако ясно, что это не только следствие свойств гена,
но и результат действия внешних условий, которые могут повлиять на
степень доминирования.
|
Дигибридное скрещивание
при неполном доминировании.
По аналогии с моногибридным скрещиванием ясно, что неполное
доминирование по одной или двум парам аллелей может изменить
классическое расщепление по фенотипу в f2 – 9:3:3:1 таким образом, что
каждому генотипу будет соответствовать определенный фенотип. По решетке
Пеннета можно подсчитать, что при дигибридном скрещивании возникает 9
различных генотипов в следующих числовых отношениях. Следовательно, при
неполном доминировании по двум парам генов, участвующим в дигибридном
скрещивании, следует ожидать 9 фенотипических классов. Именно такое
расщепление наблюдается, например, при дигибридном скрещивании у кур,
гетерозиготных по гену курчавости оперения и гену, формирующему
разбрызганную окраску оперения – черные перышки на белом фоне.
Полигибридное скрещивание.
Понятно, что количество пар генов, по которым могут быть
гетерозиготны скрещивающиеся организмы, часто оказываются больше двух.
Такое скрещивание называют полигибридным. Количество генотипов и
фенотипов, возникающих в таких полигибридных скрещиваниях, резко
возрастает, хотя закономерности, которым оно подчиняется, те же, что и
в моно- и дигибридном скрещиваниях.
Неаллельные взаимодействия генов
Доминирование и рецессивность
– типичные примеры взаимодействия аллельных генов.
Однако в процессе индивидуального развития организма и неаллельные гены
вступают в сложные взаимодействия между собой. Организм – не мозаика,
складывающаяся из действия отдельных и независимых генов, а сложная
система последовательных биохимических и морфологических процессов,
определяемых совокупностью генов – генотипом
Понятие наследование признака употребляют обычно как образное
выражение. В действительности наследуются не признаки, а гены. Признаки
формируются в ходе индивидуального развития организма, которые
обусловливаются генотипом и влиянием внешней среды.
Принято различать следующие основные типы взаимодействия неаллельных
генов:
- Комплементарность,
- Эпистаз
- Полимерия.
Комплементарное взаимодействие генов.
К комплементарным, ил
|
Просмотреть ролик
|
и дополнительно действующим, генам относятся такие неаллельные гены,
которые при совместном проявлении обуславливают развитие нового
признака. На примере наследования окраски цветков у душистого горошка
можно понять сущность комплементарного действия генов. При скрещивании
двух рас этого растения с белыми цветками у гибридов F1 цветки
оказались пурпурными. При самоопылении растений из F1 в F2 наблюдалось
расщепление растений по окраске цветков в отношении близком к 9:7.
пурпурные цветки были обнаружены у 9/16 растений, белые у 7/16.
Объяснение такого результата состоит в том, что каждый из доминантных
генов не может вызвать появление окраски, определяемой пигментом
антоцианом. У душистого горошка есть ген А, обусловливающий синтез
бесцветного предшественника пигмента — пропигмента. Ген В определяет
синтез фермента, под действием которого из пропигмента образуется
пигмент. Цветки душистого горошка с генотипом ааВВ и ААbb имеют белый
цвет: в первом случае есть фермент, но нет пропигмента, во втором -есть
пропигмент, но нет фермента, переводящего пропиг-мент в пигмент.
Проведем скрещивание двух растений ду шистого горошка с белыми
цветками: У дигетерозиготных растений есть и пропигмент (А), и фермент
(В), участвующие в образовании пурпурного пигмента. Формирование
такого, казалось бы, элементарного признака, как окраска цветков,
зависит от взаимодействия по крайней мере двух неаллельных генов,
продукты которых взаимно дополняют друг друга. Такая форма
взаимодействия генов разных аллельных пар носит название
комплементарности — взаимодополнения.
.
Эпистаз.
Эпистатическое взаимодействие неаллельных генов в определенном
смысле противоположно комплементарному действию генов. Сущность
эпистаза сводится к подавлению проявления генов одной аллельной пары
генами другой. Гены, подавляющие действие других неаллельных генов,
называются супрессорами или подавителями. Они могут быть как
доминантными, так и рецессивными, например А - В- или bbA - .
Наследование окраски у свиней демонстрирует доминантный Эпистаз. При
скрещивании черных и белых свиней из разных пород в F1 появляются белые
потомки. Их скрещивание между собой приводит к появлению белых (12/16),
черных (3/16) и красных (1/16) поросят. Все белые поросята имеют
минимум один доминантный генподавитель I. Черные поросята гомозиготны
по рецессивному аллелю i, не препятствующему формированию окраски, и
несут доминантный аллель Е, детерминирующий образование черного
пигмента. Красные поросята (eeii) лишены доминантного геноподавителя I
и доминантного гена, определяющего черную окраску.
Полимерия.
|
В некоторых случаях установлено, что
проявление конкретного признака зависит от количества доминантных
генов, вносящих вклад в его развитие. Например, при скрещивании
краснозерных пшениц с белозерными было установлено, что растения с
генотипом А1А1А2А2 имеют красные зерна, растения а1а1а2а2 – белые
зерна, растения с тремя доминантными генами – красноватую окраску, а
растения с двумя и одним геном – более бледную окраску. Таким образом,
накопление определенных аллелей в генотипе может вести к изменению
выраженности признаков. |
|